BIBLIO ITALIA  Библиотека итальянской литературы - 19 век

 

Alessandro Manzoni

1785-1873

Алессандро Мандзони


ALESSANDRO MANZONI АЛЕССАНДРО МАНДЗОНИ

(Милан, 1785 - 1873)

Итальянский писатель, поэт, драматург, общественный деятель. Алессандро Франческо Томмазо Антонио Мандзони родился в Милане 7 марта 1785 года в семье графа Пьетро Мандзони и Джулии Беккария, дочери Чезаре Беккариа, известного просветителя и автора трактата "О преступлениях и наказаниях", в котором он выступает против пыток и смертной казни.

Семья Мандзони была достаточно богата. Прадедушка Пьетро Антонио владел землёй Барцио в Вальссасино, откуда он переехал с семьёй в 1710 году в Челеотто - на виллу, построенную в XVIII-м веке и проданную потом из-за больших финансовых проблем. В Челеотто жили дедушка Алессандро и отец Пьетро, родившийся в 1736 году. Когда Джулия и Пьетро Мандзони поженились 20 октября 1782 года, Джулии было 20 лет, а Пьетро - 46. Это был брак по согласию: контракт был подписан 12 сентября того же года, и в нем есть указание на "посредничество Его Превосходительства синьора графа Пьетро Верри, действительного государственного советника и президента герцогского казённого управления Милана", посредничество, начавшееся ещё в феврале и осуществляемое с "похвальной скромностью". К Пьетро Верри Джулия была очень привязана; он был старым другом её семьи, и чувства, которые он испытывал к юной девушке, были больше, чем просто симпатия. На брак Джулия согласилась неохотно, но она понимала, что это единственное возможное решение.

Брак продлился недолго. С первых месяцев замужества, находясь при муже, который был старше ее вдвое, семи незамужних золовках и девере-священнике, Джулия протестовала против тёмной, ретроградной атмосферы дома, она страстно мечтала о приёмах в престижных салонах и о свободе. Она начинает посещать дом Верри, где знакомится с молодым и привлекательным Джованни Верри и влюбляется в него. Поэтому, когда рождается Алессандро, начинают ходить уверенные слухи, что он сын Джованни.

Пьетро Мандзони, не обращая внимания на сплетни, принимает сына и отдает его кормилице Катерине Панцери, женщине с мягким и весёлым характером, жене некоего Карло Спреафико, живущего в окрестностях Лекко.

 С рождением ребёнка атмосфера в доме Мандзони становится ещё более холодной, до такой степени, что в 1791 году Джулия просит и получает официальный развод. Алессандро, согласно закону, остается с отцом.

В шесть лет мальчик поступает в колледж отцов Сомаски, сначала в Мерате, а затем, 1796 году, в Лугано. Здесь он знакомится с падре Карло Феличе Соаве (1749-1803), автором сборника "Нравственные новеллы", человеком строгим, но очень уважаемым за свою честность, единственным учителем, которого Алессандро будет вспоминать с огромным почтением. Спустя два года Алессандро поступает в миланский колледж Барнобитов, где за десять лет получает хорошее классическое образование. Однако колледж оставляет у него чувство раздражения и неудовлетворённости, усиленное ситуацией в семье. Но именно в этот период у него появляются друзья, общение с которыми продлится всю жизнь, как, например, с Эрмесом Висконти (1784-1841).

 Родители мало интересуются жизнью сына. В 1792 года Джулия Беккариа познакомилась со знатным и богатым Карло Имбонати, с которым она живёт сначала в Лондоне, а затем в Париже, где её принимают доброжелательно благодаря славе отца. В 1805 году Карло умирает.

Алессандро был практически брошен матерью, а с отцом его связывали лишь незначительные, очень редкие встречи. Отец видел в сыне воплощение своего неудачного брака и женщины, которую он не смог полюбить и завоевать. Отрочество Алессандро прошло без семейных привязанностей, поддержки и любви, которые необходимы для равновесия между своим "Я" и внешним миром.

В 1798 году Алессандро возвращается в Милан, который вскоре станет столицей Цизальпийской Республики, и поступает в колледж Лонгоне. В 1801 году заканчивает учёбу и возвращается в семейный дворец на улице Св. Дамиано, разнообразя своё городское проживание посещениями виллы Калеотто недалеко от Лекко. Он живёт, практически не общаясь с отцом, со слугами, время от времени принимая редких гостей - Монти, Фосколо, Куоко... В этом же году пишет первое своё значительное произведение - поэметто в подражание классикам "О триумфе свободы" ("Del trionfo della libertа"), результат его недовольства преподавательскими методами Барнабитов и Сомаски, его разрыва с католицизмом и энтузиазма по отношению к просветительским идеалам и ценностям Французской революции.

Дом Мандзони был погружён в меланхолию. Но даже в обществе семи старых дев и дяди с бельмом на глазу Алессандро удавалось развлекаться. Он обожал театр и играл в Ридотто делла Скала. Знакомится с поэтом Винченцо Монти (1754-1828), который ему кажется человеком, достойным подражания, увлекается идеями, которые Наполеон распространяет по Европе, хотя сама личность Наполеона его разочаровала.

Поэтическое призвание шестнадцатилетнего Мандзони выражено в автобиографическом сонете "Автопортрет", в котором он себя представляет следующим образом: "Capel bruno; alta fronte; occhio loquace..." ("Тёмные волосы; высокий лоб; выразительный взгляд..."). По характеру он признает себя "duro dei modi, ma di cor gentile..." ("тяжёлого нрава, но с добрым сердцем..."), хотя ему трудно судить себя самого: "Poco noto ad altrui, poco a me stesso. / Gli uomini e gli anni mi diran chi sono" ("Мало известен другим и немного себе. / Люди и годы скажут мне, кто же я такой"). Это юноши, ищущего себя самого. По стилю сонет близок к манере Витторио Альфьери, который был для молодёжи того времени был своего рода идолом, воплощением непризнанного гения и бунтующего характера, борцом против всякой посредственности и лицемерия.

Поэтический дебют Алессандро Мандзони относится к 1802 году, это сонет "На жизнь Данте" ("Per la vita di Dante"). Вдохновляемый дружбой с Уго Фосколо и Эрмесом Висконти, а также впервые переживаемым чувством любви к сестре Висконти, "ангельской Луизине", поэт пишет оду "Qual su le Cinzie cime" (1802), в которой чувствуется влияние поэзии Парини и Фосколо; идиллию "Адда" ("Adda", 1803), своеобразное приглашение Монти на виллу в Калеотто; четыре "Проповеди" ("Sermoni"), в которых в манере Горация сатирически высмеивает современное падение нравов. Юноша понимает, что поэт должен прилагать необыкновенные усилия, чтобы сделать произведение искусства инструментом воспитания для человечества. Эта мысль - наследие другого великого поэта, чья личность и после смерти волновала умы интеллектуалов Милана и стала знаменательной для ломбардского просвещения, - Джузеппе Парини (1729-1799).

 В восемнадцать лет Алессандро Мандзони уже широко известен в интеллектуальных кругах, у которых он просит суждений и оценок своих произведений. Становится другом Винченцо Куоко (1770-1823), автора очерка "О неаполитанской революции 1799 года" ("Saggio sulla revoluzione napoletana del 1799", 1801), который потряс молодого поэта ужасными описаниями бурбонских репрессий. От него же Алессандро получает стимул к изучению работ Джамбаттиста Вико и к историческим исследованиям. Идея истории как анализа условий проживания народа и как совокупности событий, главным действующим лицом которых является народная масса, занимает в это время автора "Обручённых", "романа о бедных".

 

Милан - город привлекательный и воодушевляющий для юноши, который до шестнадцати лет жил среди умиротворяющих пейзажей озера Комо и суровых стен колледжей. Несмотря на это, Алессандро покидает Ломбардию с энтузиазмом, когда мать приглашает его в Париж в 1805 году. В 1804 году Монти был в гостях у графа Имбонати и Джулии и рассказывал им о сыне, которого они почти не знали. Наконец в жизни Алессандро появляется фигура матери. Возможно, боязнь одиночества или чувство вины побуждают Джулию пригласить сына к себе. Алессандро принимает приглашение, но, пока он готовится к путешествию, Имбонати скоропостижно умирает, завещав Джулии всё своё состояние, среди всего прочего это и вилла Брусулио, недалеко от Милана. Двадцатилетний Алессандро в сентябре 1805 года приезжает в Париж, правда, вместо матери его встречает скорбящая женщина. Однако со временем между матерью и сыном зарождается привязанность, ещё более сильная вследствие долгих лет разлуки. С этого момента в жизни юноши начинается наиболее важный и конструктивный период интеллектуального становления.

Джулии Беккария было в ту пору 43 года. Блондинка с серыми глазами и орлиным носом, женщина властного, гордого и мужественного характера, она сохраняла то изящество, которое сделало её когда-то королевой миланских салонов. Её сын незамедлительно поддается этому очарованию, проникается к ней доверием, помогает ей пережить боль утраты. Для неё он пишет лирическое стихотворение "На смерть Карла Имбонати" ("In morte di Carlo Imbonati", 1806), в котором ему представляется, что покойный явился ему во сне, чтобы посоветовать, как должен вести себя человек чести. Стихотворение похоже на моральную заповедь, которой Мандзони будет следовать всю свою жизнь, в которой поэт выражает свои человеческие и литературные идеалы, связанные с этикой и конкретным анализом истории человечества и его эволюции. Поэт осуждает также искусство ради искусства и искусство, ставшее предметом экономических отношений. Невозможно не вспомнить здесь духовное завещание Джузеппе Парини - оду "Падение". Моральная строгость обнажает неприязнь Мандзони к льстецам, которые, воспевая своих господ, превращают литературу в "позорный базар лести".

Время, проведённое в Париже, даёт Мандзони возможность расширить свой культурный горизонт благодаря знакомствам, которые сыграют значительную роль в его художественном и литературном формировании. Здесь Алессандро находит самого своего близкого друга, Клода Фурье (1772-1844), филолога, который вместе с мадам де Сталь развивал культуру романтизма во Франции. Именно Клод Фурье ввёл Мандзони в кружок "Идеологов" - группу интеллектуалов, противостоящую наполеоновскому режиму, потому что он уничтожил то, за что они боролись в 1789 году. В этот кружок входили такие личности, как Антонии Дестю де Траси (Antonie Destutt de Tracy,1754-1836), медик, физиолог и философ, и Пьер Жан Кабанис (Pierre-Jean Cabanis, 1757-1808). Под их руководством Мандзони раскрывается для новой европейской литературы и начинает осознавать, что всякое исследование должно проводиться "максимально тщательно и без вывода каких-либо заключений, если ты в них полностью не уверен". Отсюда происходит то детальное внимание, которое Мандзони уделяет воссозданию исторических ситуаций в своих драматических произведениях и в "Обручённых".

В это время Алессандро увлекается чтением работ великих моралистов и философов XVII-го века: Блэза Паскаля, Жака Бюссе... Он также разделяет идеи Вольтера, а благодаря Фурье приобщается к романтическим идеям и знакомится с произведениями Августа-Вильгельма Шлегеля (1767-1845).

В 1807 году выходит поэметто "Урания" ("Urania"; возможно, посвящено возлюбленной Софии Груши), в котором доказывается просветительская роль поэзии. Поэт пользуется классицистскими схемами Монти, которые являются, однако, лишь внешней формой. Поэметто представляет собой просветительское произведение искусства. Здесь музы и грации, посланные на землю Юпитером, почти по-христиански символизируют добродетели, формирующие Божий венец. Однако некоторое время спустя Мандзони отказывается от своего творения, говоря, что "не так нужно писать стихи. Возможно, я напишу что-нибудь ещё хуже, но такие стихи - никогда". И действительно, поэметто не способно вызвать интерес читателя, а по стилю является весьма посредственным.

В этот период он трижды сопровождает мать в Италию: в Турин в 1806 году, в Геную в феврале 1807 года свататься к Луиджине Висконти (помолвка так и не закончилась браком)  и в сентябре того же года в Милан после неудачной помолвки с дочерью Дестю де Траси. На берегах озера Комо, при посредничестве матери, он знакомится с Энрикеттой Блондель, дочерью женевских банкиров, переехавших в Италию. На сей раз помолвка была удачной.

Таким образом, шестнадцатилетняя Энрикетта вошла в жизнь Мандзони, чтобы оставить в ней глубокий след. Она и Алессандро сочетались браком в муниципалитете Милана 6 февраля 1808 года. Вечером того же дня молодых благословили по евангелическому обряду в доме Энрикетты - доме убеждённых кальвинистов. Отец Энрикетты, Франсуа-Луи Блондель, был богатым женевским предпринимателем, владельцем прядильных фабрик на берегу Адды. В эти годы он разворачивает активную банкирскую деятельность в Милане и покупает дворец Имбонати.

В июне 1808 года семья Мандзони отправляется в Париж. Все трое - молодожёны и Джулия - безмерно счастливы. Об Энрикетте известно, что "она была блондинкой, добродушной и грациозной, очень скромной, готовой спрятаться от общества, в то время как мать Алессандро всегда чувствовала себя актрисой; очень аккуратная и тактичная, в то время как Джулия предпочитала художественный беспорядок во всём". Алессандро был уверен, что мать довольна невесткой; а та относилась к Джулии с уважительной нежностью и дочерней привязанностью. В декабре 1809 года у молодых супругов родилась дочь Джулия-Клавдия, которая в августе, согласно брачному контракту, была крещена по католическому ритуалу.

Скромная жизнь Алессандро не дает биографам возможности установить события, которые привели супругов к католической вере. Без сомнения, Энрикетте надоедали бесконечные посещения салонов, а материнство заставляло её задумываться о своих обязательствах по отношению к ребёнку - обязательства касательно не только в том, как его вырастить, но и как воспитать. Как привести Джулию к христианской вере, если сама Энрикетта чувствует себя неуверенно?

Таким образом, возникла необходимость получше узнать католицизм, по канонам которого должна была воспитываться дочь. Другом семьи становится аббат-янсенист Эустакио Дегола (1761-1826). 22 мая 1810 года Энрикетта принимает католическую веру, а в феврале того же года супруги венчаются по католическому обряду.

Общение Энрикетты с аббатом не прошло мимо Алессандро. До этого момента он был абсолютно равнодушен к религии, возможно, из-за своего юношеского бунта против педантичного религиозного образования. Постепенно он заражается желанием жены найти способ общения с Богом. В этот же период происходит "обращение" Мандзони, хотя католическая вера для него - это не образ жизни, как для Энрикетты: в вере он увидел скрытые от него ранее ценности.

Многочисленные друзья в течение всей жизни будут спрашивать у Мандзони об "озарении", о моменте, который стал решающим в его принятии веры. И Алессандро никогда не отвечал на эти вопросы прямо: "Это была милость Господа, мой дорогой, просто милость Господа". Возможным мотивом был эпизод, произошедший во время праздника в честь свадьбы Наполеона и Марии-Луизы Австрийской. Разделённые толпой, Алессандро и Энрикетта потеряли друг друга из вида. Расстроенный, Алессандро направился в церковь Св. Рокко. Слова дочери Виктории "это Господь предстал перед Святым Павлом на улице Дамаско" стали вещими. Алессандро вышел из церкви и сразу же увидел Энрикетту, живую и невредимую.

Янсенистские идеи, через которые Мандзони пришёл к католической вере, отразились на его видении человечества, поскольку внушили ему пессимистическое отношение к истории как к иррациональной смеси событий и фактов, организуемых только Божьим проведением, а также укрепили его моральную строгость и суровость поведения.

Вернувшись в Милан, Мандзони продолжает свои исследования под руководством янсениста Луиджи Този, который в значительной мере повлияет не только на религиозное формирование писателя, но и на его литературные произведения.

Зимой 1810 года семья Мандзони поселяется в Милане, иногда выезжая на загородную виллу Брусулио. Это самые счастливые годы, прожитые под знаком полного согласия.

Пока Алессандро сажает платаны, ели, кипарисы, робинии, гортензии, рододендроны, крупноцветковую магнолию, ливанский кедр, тирольский виноград, размышляя над идеями для своих будущих произведений, Энрикетта воспитывает детей. В 1813 году рождается Пьетро, в 1815 - Кристина, в 1817 - София, в 1819 - Энрико. В 1821 году на свет появляется Клара, прожившая только два года; в 1822 - Виктория, в 1826 - Филиппо, в 1830 - младшая дочь Матильда. Из них всех только Виктория и Энрико переживут отца.

Вилла Брусулио всегда была полна друзей и знакомых, среди которых были и самые значительные писатели и интеллектуалы того времени: Эрмес Висконти, Джованни Берше (1783-1851), Томмазо Гросси (1790-1853), Карло Порта (1775-1821), Массимо д'Адзелио (1809-1850), впоследствии зять Мандзони, флорентийцы Джино Каппони (1792-1876) и Джузеппе Джусти (1809-1850). Некоторые из них считают Мандзони "загадкой", не будучи в силах постигнуть всё многообразие его характера. Благодаря своему доброжелательному и миролюбивому отношению к каждому, своему глубокому уважению к прошлому, немного заикающейся, но всегда любезной манере общаться, Мандзони вызывал у окружающих только симпатию. Из Парижа приезжает иногда Клод Фурье, которого обожает маленькая София. Алессандро знакомится с философом Антонио Розмини (1792-1867) - будущим сердечным другом, повлиявшим на художественные и религиозные концепции Мандзони. В сентябре 1819 года семья Мандзони отправляется в Париж, где Алессандро знакомится с историком Августином Тьерри (1795-1856) и философом Виктором Кюзи (1792-1867), который поедет с Мандзони в Италию. Таким образом, путешествие в Париж, продлившееся до августа 1820 года, стало крайне полезным для окончательного формирования литературных идей и замысла самых значительных произведений писателя.

В 1812 году под духовным руководством монсиньора Този Мандзони готовит литературный проект из двенадцати священных гимнов, посвящённых религиозным праздникам. Из них были написаны только пять:

·              Воскресение (La Risurrezione, апрель-июнь 1812 года);

·              Мария (Il nome di Maria, ноябрь 1812 - апрель 1813);

·              Рождество (Il Natale, июль-сентябрь 1813);

·              Страсти Христовы (La Passione, март 1814 - октябрь 1815);

·              Троица (La Pentecoste, начат в июне 1817 года, продолжен в

апреле 1819-го и завершён в сентябре-октябре 1822-го).

К этим пяти гимнам будут присоединены "Стихи к первому причастию" ("Strofe per una prima comunione"); вместе они составят сборник религиозных стихотворений.

В это же время были написаны четыре оды на гражданскую тематику:

·              Апрель 1814 (Aprile 1814);

·              Воззвание при Римини (Il proclama di Rimini; написана после поражения Мюрата в Толентино; прерывается на 51-й строфе; является воплощением патриотических идей Мандзони);

·              Март 1821 (Marzo 1821; политическое и патриотическое обращение Мандзони, выражение его желания увидеть Италию объединённой и свободной);

·              Пятое мая (Il cinque maggio; написана на смерть Наполеона Бонапарта).

 

15 января 1816 года Мандзони начинает писать первую из своих двух трагедий, "Граф Карманьола" ("Il conte di Carmagnola"), над которой он работал долго, как свидетельствуют письма к Фурье и предисловие к самой трагедии.

Этой зимой ухудшается здоровье писателя. Его охватывает приступ той же болезни, от  которой он уже страдал в Париже. Это нервная болезнь, преследовавшая его всю жизнь, разновидность ипохондрической депрессии, против которой он был бессилен. В марте 1817 года семья  планирует путешествие в Париж, однако им отказывают в выдаче паспортов. Даже свидетельство врача о необходимости лечения по причине слабого здоровья не помогло. Правительство требовало письменного изложения причин поездки, издав приказ, запрещающий полиции выдавать разрешение на выезд по здоровью. Поэтому надежда на путешествие и на новую встречу с Фурье была напрасна. В то время мэром города был Франческо ди Соро, гражданский сановник австрийской армии. С 1815 по 1817 годы он управлял Ломбардией, потом был переведен в имперскую канцелярию, и его заместил на этом посту граф Джулио Страссольдо. В 1819 году Мандзони наконец попали в Париж. Во время путешествия семья Мандзони побывала в Савойе и в Швейцарии. Это было нужно Алессандро, чтобы немного отвлечься. 19 сентября Мандзони приехали в Шамберли к друзья, оттуда 23 числа отправились в Париж, куда прибыли 1 октября.

Пребывание в Париже продлилось до июля 1820 года. Мандзони даже обдумывали идею переезда во Францию, но не смогли продать виллу в Брусилио.

 Однако здоровье Алессандро не улучшалось. Его мучили страхи, тревожные состояния, головные боли... Единственным, что на время его спасало, были прогулки, особенно пешие походы от Милана к Брусулио . К тому же Мандзони бегал каждый день в течение четырёх часов.

По возвращении из Парижа начинается интенсивный творческий период: трагедия "Адельгиз", гимн "Троица" и две гражданские оды и, наконец, в 1827 году выходит первое издание "Обручённых".

 

МАНДЗОНИ-ЧЕЛОВЕК

 

Об Алессандро Мандзони было много написано как о великом писателе и интеллектуале. Но каков же он был в семейной жизни и в роли отца? Кто представляет его себе спокойным патриархом, тот будет жестоко разочарован. У Алессандро Мандзони проявлялись все черты человека с нервным расстройством. Исследователь  и литературовед Пьетро Читати перечисляет все его фобии: за столом у него начиналась кружиться голова; на улице он боялся, что на него обрушатся дома или он упадёт в пропасть. Он не выносил толпу, мокрую землю и чириканье воробьёв. Если начиналась гроза, он чувствовал необычайную слабость. "Жертва своей болезни, он целыми неделями ничего не делал... С опустошённым сознанием и потерянным взглядом он действительно должен был опасаться падения в пропасть небытия".

Со временем писатель научился бороться со своими абсурдными страхами, разработав целую стратегию, которая позволяла ему жить с неврозом. Он старался вести размеренную жизнь по правилам: 25 минут прогулки перед обедом, одежда по погоде; спать ложился всегда в определённое время; питался одним и тем же; пил горячий шоколад по утрам...  Если его одолевала тревога, он часами гулял по улицам города или в окрестностях. Иногда он проходил по 30-40 километров в день и возвращался домой уставшим, но спокойным.

25 декабря 1833 года умирает Энрикетта Блондель. И это было первое из длинной череды горе, которое постигло Алессандро Мандзони. Пьетро Читати пишет: "Спустя несколько лет после завершения "Обручённых" жизнь писателя становилась всё более печальной. Угас краткий творческий порыв; почти в 45 лет он стал педантичным корректором и неумолимым редактором своих произведений". Год спустя умирает старшая дочь Джульетта, не так давно до этого вышедшая замуж за Массимо д'Адзелио; ей было всего 25 лет. Удручённый всем происходящим, Мандзони начинает писать гимн "Рождество", который так и не был закончен.

В 1837 году Алессандро женится на Терезе Борри, вдове Дечио Стампа и матери скромного юноши Стефано Стампа, с которым у писателя завяжутся отцовские отношения, построенные на уважении, привязанности и почитании. Тереза всю свою жизнь посвятила заботам о здоровье, творчестве и славе мужа; друзья сравнивали её с весталкой, которая страстно охраняет нечто святое.

В мае 1841 года, два месяца спустя после смерти Джулии Беккария, умирает двадцатипятилетняя Кристина, которая была замужем за Кристофоро Бароджи. В 1845 году в двадцатисемилетнем возрасте скончается София, жена Лудовико Тротти. В этом же году Виктория выходит замуж за Джованбаттисту Джорджини, умеренного либерала. Виктория переезжает в Пизу, куда к ней приедет заболевшая Матильда, которая умрёт в марте 1856 года.

К скорби по близким людям добавляются материальные проблемы: пожар в Брусулио в 1848 году, плохие урожаи, долги сыновей. В 26 лет за долги в тюрьму попал Филиппо, в то время как Энрико тратил огромное наследство жены. "Героический" момент в жизни Филиппо - это участие в сражениях против австрийцев в 1848 году, во время которых он попадает в плен. Его перевозят в Вену. Он умрет в 1868 году в бедности, оставив четверых детей.

Восстание в Милане не имело ожидаемого результата, и в августе 1848 года австрийцы вернулись в город. Мандзони в течение двух лет укрывается в Лезе на озере Маджоре, где его принимают Стефано Стампа и его мать Тереза. В это время его связывает близкая дружба с Антонио Розмини, который живёт недалеко от Лезы, в Стрезе. Результатом этой дружбы стал диалог "О художественном вымысле" ("Dell'invenzione", 1850), в котором Мандзони утверждает, что в литературном произведении не должно быть места фантастическим вымыслам, оно должно нести правду, особенно правду историческую. Именно поэтому он отказался писать "Обручённых" в ключе, в котором было написано первое издание. Розмини даже предлагает ему возможную тематику, собранную в трактате "Об удовольствии" ("Del piacere", 1851).

За этой перепиской следует десятилетие размышлений на исторические темы и лингвистических исследований, впоследствии послуживших материалом для очерка "О Французской революции 1789 года и революции 1859-го" ("Sulla rivoluzione francese del 1789 e la rivoluzione del 1859", 1860; опубл. посмертно).

В 1860 году Мандзони получает титул сенатора Королевства Италии. 26 февраля 1861 года принимает участие в туринском заседании сената, который присваивает Виктору-Эммануилу II титул короля Италии.

В августе 1861 года умирает Тереза Борри. Ещё в 1856 году пропадает без вести Клод Фурье, а годом ранее Мандзони лишается поддержки лучшего друга Розмини. Каково было его влияние на Мандзони? Он определял понятие "творческие способности" как божественную искру, которая проявляется через талант человека. С помощью Розмини Мандзони углубил понятия о католической морали, избавившись навсегда от янсенистских идей.

Алессандро Мандзони оставался в ясном сознании до конца своих дней. Он умер в 6 часов вечера 22 мая 1873 года, после мучительной агонии, почти на месяц пережив своего сына Пьетро. Ухудшение его состояния началось ещё в январе 1872 года, когда он упал, выходя из церкви Св. Феделе, и сильно ударился головой. В его похоронах участвовал весь Милан. Похоронный кортеж доехал по проспекту Виктора-Эммануила до кладбища Монументале. Год спустя Джузеппе Верди посвятил Алессандро Мандзони "Мессу" и лично дирижировал оркестром при её исполнении в церкви Святого Марка и в театре «Ла Скала». 

 © В.Кучеровская, 02.2006


Opere / Произведения


Materiale critico / Критический материал


Links / Ссылки
 


   

Наверх   800     Biblio Italia   Belpaese2000

 

 

 

Очерк истории
'200 - XIII век
'300 - XIV век
'400 - XV век
'500 - XVI век
'600 - XVII век
'700 - XVIII век
'800 - XIX век
'900 - XX век
Итал. язык
Перевод

 

 

Belpaese 2000
Италия
Политика
Живопись
Кино
Музыка
Театр
Гостевая

 

 

© Belpaese2000-2007, С.В.Логиш   09.12.2007




Hosted by uCoz