ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БУОНАРРОТИ МИКЕЛАНДЖЕЛО
1475, 6 марта.
Рождение
Микеланджело (в Капрезе) «от благороднейшего рода», как он позднее
будет говорить. Он второй сын Лодовико ди Лионардо леи Буонарроти
Симони и Франчески деи Ниери ди Миниато Дель Сера, которую он
потерял, когда ему было 6 лет. Его раннее детство прошло в
Сеттиньяно, в доме каменотеса.
1488,1 апреля.
Микеланджело
становится учеником Гирландайо.
1489,весна.
Продолжает
обучение в Садах Козимо Медичи, где художественным руководителем был
Бертольдо ди Джованни, ученик Донателло.
1490—1492.
Гость Лоренцо
Великолепного во дворце на виа Ларга. Мадонна у лестницы и
Битва Центавров, каса (дом) Буонарроти.
1492, 8 апреля.
Смерть Лоренцо.
Микеланджело возвращается к отцу. Примерно в этот период ваяет
Распятие для приора Санто Спирито (каса Буонарроти); вынужден
следовать в церкви Санта Мария дель Фиоре проповедям Савонаролы,
под чьим влиянием будет находиться всю жизнь.
Конец 1494—1495.
Краткое
пребывание в Венеции, затем в Болонье, где ваяет Три статуи
для надгробия Св. Доминика. Влияние Якопо делла Кверча.
Июнь 1496 — весна
1501.
Первое пребывание в Риме: Вакх для Якопо Галли (Барджелло,
Флоренция). Пьета для кардинала Бильгереса де Лаграуласа
(собор Св. Петра в Риме).
1501 — весна 1505.
Флоренция:
Давид, заказанный Опера дель Дуомо (август 1501),
установлен сначала на площади Синьории, затем перевезен в 1873 году
в Академию изящных искусств. Мадонна де Бруджес (церковь
Нотр-Дам). Для Аньоло Дони он пишет Тондо, ныне в Уффици,
Флоренция. Тондо Питти, мрамор (Барджелло). Тондо для
Таддео Таддеи (мрамор, Королевская Академия изящных искусств,
Лондон. Картон для Битвы при Кашине (уничтожен) для Сала
дель Консильо дворца Синьории.
1505, март.
Приглашен в Рим
папой Юлием
II
для создания своего монументального надгробия. Художник
отправляется в Каррару для наблюдения за добычей мрамора для этого
памятника.
1505,декабрь.
Папа отказывается
от заказа надгробия из-за опасения дурного предзнаменования.
1506,17апреля.
Оскорбленный
Микеланджело бежит во Флоренцию до ноября. Св. Матфей,
мрамор, не закончен (Академия изящных искусств во Флоренции).
1506, конец ноября.
Примирение Юлия
II
и Микеланджело в Болонье. Заказ громадной статуи папы (разрушена в
1511 году) для фасада церкви Св. Петронио.
1508, март-апрель.
Микеланджело поручена роспись Свода Сикстинской капеллы. Он
будет работать над этим до октября 1512 года.
1513, февраль.
Смерть Юлия П. В
мае его наследники подписывают второй контракт на надгробие.
Микеланджело создает Восставшего раба и Умирающего раба
(Музей Лувра).
1513, март.
Папой избран Лев
X.
Он поручает Микеланджело Фасад церкви Сан Лоренцо во
Флоренции, куда возвращается художник.
1513
— 1516. Моисеи
(церковь Св. Пьетро ин
Винколи, Рим).
1516 —1517.
Пребывает в
Карраре, потом в 1518—1519 годах— в Пьетрасанте для добычи
мрамора для фасада церкви Сан Лоренцо, проект которой будет
остановлен.
1519
Микеланджело возобновляет работы над надгробием Юлия
II
и создает статую Воскресшего Христа в церкви Санта Мария
Минерва, Рим.
1520 — 1527 и
1530—1534.
Микеланджело, поручена Усыпальница Медичи во Флоренции. Он
создает проект этой погребальной симфонии и скульптуры: Заря,
Сумерки, Ночь, День, статую Лоренцо Медичи, статую Джулиана,
герцога Немурского, статую Лоренцо, герцога Урбинского
(Библиотека Лауренциана).
1527, май.
Поражение партии
Медичи и установление республиканского режима, участие в нем
Микеланджело. Он руководит строительством городских
фортификационных сооружений. 1529, октябрь.
Город осажден армиями папы и императора. Предательство Бальони.
Чувствуя опасность, Микеланджело вынужден бежать в Венецию, но
храбро возвращается, чтобы участвовать в обороне города. Капитуляция
флорентийской Республики (август 1530 года).
1532, август.
Новый контракт с
наследниками Юлия
II
на надгробие. Для него были созданы четыре раба (ныне во
Флоренции). В этом же году Микеланджело знакомится с юным римским
дворянином Томмазо Кавальери, с которым свяжет себя страстной
дружбой вплоть до своей смерти. Художник окончательно закрепляется
в Риме.
1536-1541.
Папа Павел
III
поручает Микеланджело создание Страшного суда для
Сикстинской капеллы. Именно в этот период он знакомится с Витторией
Колонна, с которой его будет связывать большая дружба, и посещает
кружок учеников Хуана Вальдеса. Письма и поэмы свидетельствуют о
влиянии участников кружка на художника.
1542-1545.
Завершение надгробия Юлия
II:
статуи Рахили и Лии (церковь Св. Пьетро ин Винколи).
Фрески для частной
капеллы папы в Ватикане: Обращение Св. Павла (1542—1545) и
Распятие Св. Петра (1545—1550).
1546.
Важная архитектурная деятельность: завершение Дворца Фарнезе,
работы для Капитолия и базилики Св. Петра, архитектором которой и
руководителем строительства Микеланджело был назначен в 1547
году.
1554.
Проекты и макет церкви Джезу, подаренные Игнатию Лойоле
«per sola devozione».
1550-1555.
Пьета для кардинала Бандини (ныне в церкви Санта Мария дель
Фиоре во Флоренции)
Пьета Ронданини,
1-й
вариант. Многочисленные рисунки на религиозные сюжеты.
1556.
Паломничество в Нотр-Дам де Лоретт.
1561-1564.
Многочисленные
архитектурные проекты: Порта Пиа. Санта Мария дельи Анджели,
капелла Сфорцы.
1564, 18 февраля.
Смерть
Микеланджело. За несколько дней до смерти он еще переделывал
Пьету Ронданини (ныне в замке Сфорца, Милан).
Торжественные похороны
в церкви Сан Лоренно во Флоренции.
кула были тайно
перевезены похищенные
v
римлян останки.
Надгробие работы
Вазари находится в церкви Санта Кроче.
БИБЛИОГРАФИЯ
Библиография работ о
жизни и творчестве Микеланджело обширна: она составила бы целый том
толщиной с настоящую книгу.
Среди всего прочего
рекомендуем читателю труды двух крупных писателей, которые были
ближайшими друзьями Марселя Бриона;
Vita
di
Michelangelo,
de
Giovanni
Papini,
Florence,
1949 (пер. на фр., 1950) и книги Шарля де Тольнея,
необходимые для познания Божественного, в частности:
tome I
Michelangelo: The Youth, Princeton, 1943.
tome li
Michelangelo: The Sistine Ceiling, Princeton, 1945.
tome III
Michelangelo: The Medici Chapel, Princeton, 1948.
tome IV
Michelangelo: The Tomb of
Julius II,
Princeton, 1954.
tome V
Michelangelo:
The Final
Period,
Princeton, 1960.
Michel-Ange,
Paris, 1970.
Corpus dei
Disegni di Michelangelo,
3 voll.,
Novara, 1975—1978.
Литература на
русском языке
Дживелегов А. К.
Микеланджело. — М., 1957. Сер. «Жизнь замечательных людей».
Балдини Умберто.
Микеланджело — скульптор: Полн. собр. скульптур. Фотоальбом. — М.:
Планета, 1979.
Дажина В. Д.
Микеланджело.
Рисунок в его творчестве. — М.: Искусство, 1978.
Нардини Бруно.
Микеланджело и его
время. — М.: Искусство, 1978.
Нардини Бруно.
Встреча с
Микеланджело. — М.: Детская литература, 1986.
Микеланджело. Поэзия,
Письма. Суждения современников. — М.: Искусство, 1983.
Ротенберг Е. И.
Микеланджело
Буонарроти. — М.: Изобразительное искусство, 1976.
Хойзингер Лутц.
Микеланджело:
очерк творчества. — М.: Слово, 1996.
283